Аномальные маточные кровотечения у пациенток, получающих различные типы антикоагулянтов: исходы и лечение
Актуальность:
Хотя аномальные маточные кровотечения (АМК) являются известным «побочным эффектом» применения антикоагулянтов, истинная частота широко не изучалась. Рекомендаций и руководств по профилактике и лечению АМК у пациенток, получающих антикоагулянты, пока не существует.
Цель исследования:
Цель исследования - описать частоту впервые возникающих АМК среди пациенток, получающих терапию антикоагулянтами, по типам препаратов и оценить схемы гинекологического лечения.
Дизайн исследования:
Мы провели ретроспективный обзор карт пациенток в возрасте от 18 до 55 лет, которым была назначена терапия антикоагулянтами, включая антагонисты витамина К, низкомолекулярные гепарины и пероральные антикоагулянты прямого действия, в сети городских больниц в период с января 2015 по январь 2020 г.г. Из исследования были исключены данные пациенток с АМК в анамнезе и в постменопаузе. Связи между развитием АМК, типом антикоагулянтов и другими вмешивающимися факторами оценивали с помощью критерия хи-квадрат Пирсона и дисперсионного анализа. Первичный исход, вероятность АМК в зависимости от типа антикоагулянтов, был смоделирован с помощью логистической регрессии. В нашу многофакторную модель были включены возраст, антитромбоцитарная терапия, индекс массы тела и расовая принадлежность. Вторичные результаты включали обращения в отделение неотложной помощи и схемы лечения.
Результаты:
Из 2479 пациенток, которые соответствовали критериям включения, у 645 после начала терапии антикоагулянтами были диагностированы АМК. После поправки на возраст, расу, индекс массы тела и одновременное применение антитромбоцитарной терапии у тех, кто получал все три типа антикоагулянтов, была более высокая вероятность развития АМК (сОШ 2,63; ДИ 1,70-4,08; р<0,001), в то время как у тех, кто принимал только прямые антикоагулянты per os, - самая низкая (сОШ 0,70; ДИ 0,51-0,97; р=0,032) по сравнению с теми, кто принимал антагонисты витамина К (были использованы в качестве контрольной группы). Была выявлена взаимосвязь принадлежности к расе, отличной от европеоидной, с более высокой вероятностью развития АМК, а также более молодого возраста. Наиболее распространенными гормональными препаратами, применяемыми у пациенток с АМК, были левоноргестрел-рилизинг внутриматочная система (7,6%; n 49 из 645) и применение прогестинов per os (7,6%; n=49 из 645). Шестьдесят восемь пациенток (10,5%; n=68 из 645) обратились в отделение неотложной помощи по поводу АМК; 29,5% (n=190 из 645) было выполнено переливание крови; 12,2% (n=79 из 645) начали какую-либо медикаментозную терапию по поводу кровотечения; и 18,8% (n=121 из 645) были выполнены какие-либо гинекологические манипуляции.
Заключение:
АМК часто возникают у пациенток, получающих терапию антикоагулянтами. Частота встречаемости в этой выборке значительно варьировала в зависимости от типа антикоагулянтов и расы; применение одного типа пероральных антикоагулянтов сопряжено с наименьшим риском. Серьезные осложнения, такие как обращение в отделение неотложной помощи в связи с кровотечением, переливание крови и выполнение гинекологических манипуляций, были обычным явлением. Балансирование риска кровотечения и свертывания крови у пациенток, получающих терапию антикоагулянтами, требует тонкого подхода и должно включать совместное ведение пациенток гематологами и гинекологами.
Ключевые слова:
Прямые пероральные антикоагулянты; агонист гонадотропин-рилизинг-гормона; обильное кровотечение из половых путей; гормональная терапия; межменструальное кровотечение; низкомолекулярный гепарин; кровотечение из влагалища; терапия антикоагулянтами; эмболизация маточных артерий; антагонист витамина К
Abnormal Uterine Bleeding in Anticoagulated Patients by Drug Class: Outcomes and Management
Xiomara B Brioso, Matthew Bolt, Mary D Sammel, Kathryn Mckenney
Am J Obstet Gynecol. 2023 May 16;S0002-9378(23)00313-7.
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/37201695/
Перевод и адаптация Сапрыкина Людмила Витальевна, к.м.н., доцент кафедры акушерства и гинекологии Лечебного факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия
