Фетальная биометрия для руководства по ведению женщин с гестационным сахарным диабетом с целью улучшения здоровья матери и плода

21.11.2019 - 05:00 131
Фетальная биометрия для руководства по ведению женщин с гестационным сахарным диабетом с целью улучшения здоровья матери и плода

Актуальность:

Гестационный сахарный диабет (ГСД) является распространенным заболеванием, которое осложняет течение беременности и приводит к неблагоприятным исходам для матери и плода. В настоящее время большинство стратегий лечения сосредоточено на нормализации уровня глюкозы в крови матери с использованием диеты, модификации образа жизни, физических упражнений, приема антигипергликемических средств per os и применения инсулина. Было показано, что это снижает частоту неблагоприятных исходов, таких как родовая травма и макросомия. Однако это предполагает интенсивный мониторинг и лечение всех женщин с ГСД. Мы предполагаем, что использование методов визуализации у беременных с признаками ГСД, может помочь в целевом ведении такой группы пациенток, позволяя женщинам с низким риском избежать чрезмерного вмешательства и способствуя лучшему распределению ресурсов.

Цель исследования:

Позволит ли применение методов визуализации плода и определение концентрации глюкозы крови у женщин с ГСД с целью определения необходимости медикаментозного лечения по сравнению с изучением только концентрации глюкозы снизить риск неблагоприятных перинатальных исходов?

Методы поиска:

Поиск исследований был выполнен в электронных базах данных Кокрановского реестра по беременности и родам (до 29 января 2019 г.), ClinicalTrials.gov, платформе регистрации международных клинических исследований Всемирной Организации Здравоохранения (до 29 января 2019 г.) и справочных списках извлеченных исследований.

Критерии включения:

Были включены рандомизированные контролируемые исследования, в том числе опубликованные только в форме резюме. Кластерно-рандомизированные исследования и квази-рандомизированные контролируемые исследования были приемлемы для включения, но их не было выявлено. Перекрестные исследования в данный обзор не включали.  Мы включили женщин с одноплодной беременностью, которым был поставлен диагноз ГСД, как это определено авторами исследований. Интерес представляло использование фетальной биометрии во время визуализации в дополнение к изучению гликемического профиля матери с целью выявления показаний для применения медикаментозной терапии ГСД. В группе контроля для выявления показаний к применению медикаментозной терапии было использование только показателей гликемического профиля матери.

Сбор и анализ данных:

Два автора обзора независимо оценивали исследования для включения и оценивали систематическую ошибку. Два автора обзора извлекали данные и проверяли их на точность.

Основные результаты:

Три рандомизированных контролируемых исследования соответствовали критериям включения в наш систематический обзор (в общей сложности 524 женщин). Мы оценили три включенных исследования как имеющие низкую или умеренную систематическую ошибку; характер вмешательства затруднял достижение «ослепления» пациенток и персонала, и ни один из отчетов об исследовании не содержал информации о методах рандомизации (и поэтому оценивался как с «неясной» систематической ошибкой). Во всех исследованиях вмешательство заключалось в использовании фетальной биометрии при выполнении ультразвукового исследования для выявления плодов, имеющих признаки макросомии, и применении этой информации для указания на использование антигипергликемических методов лечения. У таких женщин более точно были выделены целевые уровни глюкозы крови,  по сравнению с теми, у кого не было признаков макросомии плода. Использование фетальной биометрии в дополнение к изучению концентрации глюкозы в крови матери (по сравнению с определением только концентрации глюкозы) может иметь ограниченное значение или вообще не иметь значения для частоты кесарева сечения (относительный риск (ОР) 0,81; 95% доверительный интервал (ДИ) 0,59-1,10; 2 исследования, 428 женщин; доказательство низкого качества). Неясны результаты по гипертензивным расстройствам во время беременности (ОР 0,80; 95% ДИ 0,34-1,89; 2 исследования; 325 женщин) из-за очень низкого качества доказательства. Во включенных исследованиях не сообщалось о развитии сахарного диабета 2 типа у матери или гипогликемии матери. Использование фетальной биометрии может практически не влиять на частоту развития неонатальной гипогликемии (ОР 0,90; 95% ДИ 0,57-1,42; 3 исследования; 524 женщины; доказательство низкого качества). Очень низкое качество доказательства означает, что мы не уверены относительно частоты наличия крупновесного плода для срока гестации (ОР 0,81; 95% ДИ 0,38-1,74; 3 исследования; 524 женщины); дистоции плечиков (ОР 0,33; 95% ДИ 0,01-7,98; 1 исследование; 96 женщин); комбинированного показателя перинатальной заболеваемости или смертности (ОР 1,0; 95% ДИ 0,21-4,71; 1 исследование; 96 женщин); или перинатальной смертности (ОР 0,33; 95% ДИ 0,01-7,98; 1 исследование, 96 женщин).

Заключение авторов:

Этот обзор основан на данных трех исследований с участием 524 женщин. В ходе исследований не были представлены некоторые важные результаты, представляющие интерес для настоящего обзора, и большинство наших вторичных результатов также не были представлены. Качество доказательств варьировали от низкого до очень низкого, при этом решения о понижении рейтинга основывались на ограничениях в дизайне исследования, неточности и непоследовательности. Нет достаточных доказательств для оценки использования фетальной биометрии (в дополнение к значениям концентрации глюкозы в крови матери) при оказании помощи при ведении пациенток с ГСД как в отношении материнских или перинатальных исходов, так  и связанных с ними расходов. Требуется больше исследований, в идеале более крупных рандомизированных исследований, которые сообщат о материнских и младенческих краткосрочных и долгосрочных исходах перечисленных в настоящем обзоре, а также те результаты, которые касаются финансовых и ресурсных последствий.

Fetal biometry for guiding the medical management of women with gestational diabetes mellitus for improving maternal and perinatal health.

Rao U1, de Vries B, Ross GP, Gordon A.
Cochrane Database Syst Rev. 2019 Sep 3;9:CD012544. doi: 10.1002/14651858.CD012544.pub2.
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/31476798

Перевод и адаптация:
Сапрыкина Людмила Витальевна
К.м.н., ассистент кафедры акушерства и гинекологии ЛФ ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России

Тематики

Тематики гинекологии Бесплодие Дисменорея Материнская смертность Новости российской медицины Беременность Воспалительные заболевания Вульвовагинальные заболевания Генетика Грудное вскармливание Дети Исследование Контрацепция Материнская смертность Миома матки Менопауза Недержание мочи Онкология Мастопатия Нормативно-правовая документация Пролапс тазовых органов Рак эндометрия Рак шейки матки Рак груди Рак яичников Роды Сахарный диабет Урогенитальные инфекции Цистит Хирургия ЭКО Эндометриоз Тяжелый случай Урологическая интернет-конференция №8 «Аккредитация, НМО, личный бренд и юридическая грамотность» Материалы конгрессов Российская научно-практическая конференция с межд. участием «Снегиревские чтения» II Региональный научно-образовательный форум акушеров-гинекологов Час с ведущим гинекологом Мастер-класс «Тазовая хирургия: реальность и перспективы» I Международный конгресс "Патология шейки матки, влагалища и вульвы"