Лапароскопическая хирургия при эндометриозе

15.11.2020 - 05:50 23
Лапароскопическая хирургия при эндометриозе

Актуальность:

Эндометриоз связан с наличием болевого синдрома и бесплодия. Хирургические вмешательства направлены на удаление видимых участков эндометриоза и восстановление анатомии.

Цель исследования:

Оценить эффективность и безопасность лапароскопической хирургии в лечении болевого синдрома и бесплодия, ассоциированных с эндометриозом.

Методы поиска:

Обзор опирался на стратегию поиска, разработанную Кокрановской группой по гинекологии и фертильности, и включал поиск в электронных базах данных специализированного реестра Кокрановской группы по гинекологии и фертильности, CENTRAL, MEDLINE, Embase, PsycINFO, CINAHL, библиографических списках соответствующих исследований и реестрах исследований с момента их создания до апреля 2020 г.

Критерии включения:

В обзор включали рандомизированные контролируемые исследования (РКИ), в которых сравнивали эффективность и безопасность лапароскопической хирургии с любым другим лапароскопическим или роботизированным вмешательством, комплексным или медикаментозным лечением или с выполнением только диагностической лапароскопии.

Сбор и анализ данных:

Два автора обзора независимо друг от друга проводили отбор исследований, оценивали качество исследований и извлекали соответствующие данные. При возникновении разногласий их разрешали с участием третьего автора обзора.  Собирали данные для основного набора результатов лечения эндометриоза. Первичные исходы включали оценку боли в целом и частоту живорождения. Качество доказательств оценивали, используя систему GRADE.

Основные результаты:

Мы включили 14 РКИ (n=1563 женщины с эндометриозом). Четыре РКИ сравнивали лапароскопическую абляцию или эксцизию с выполнением только диагностической лапароскопии. В двух РКИ лапароскопическую эксцизию сравнивали с выполнением только диагностической лапароскопии. В одном РКИ сравнивали лапароскопическую абляцию или эксцизию с лапароскопической абляцией или эксцизией и операцией подвешивающего типа на матке. В двух РКИ лапароскопическую абляцию и лапароскопическую абляцию крестцово-маточного нерва сравнивали с выполнением только диагностической лапароскопии. В одном РКИ лапароскопическую абляцию сравнивали с диагностической лапароскопией и применением агонистов гонадотропин‐рилизинг-гормона (аГнРГ). В двух РКИ лапароскопическую абляцию сравнивали с лапароскопической эксцизией. В одном РКИ лапароскопическую абляцию или эксцизию сравнивали с гелиевой термокоагуляцией и с лапароскопической абляцией или эксцизией с электродиатермией. В одном РКИ сравнивали консервативную лапароскопическую операцию и лапароскопическую резекцию глубокого эндометриоза колоректальной локализации, инфильтрирующего прямую кишку. Общие ограничения в первичных исследованиях включали отсутствие четко описанного ослепления, неспособность полностью описать методы рандомизации и скрытое распределение, а также плохое представление данных о результатах.

Лечебная лапароскопия по сравнению с диагностической лапароскопией. Мы не уверены во влиянии лечебной лапароскопии по сравнению с выполнением только диагностической лапароскопии на оценку боли в целом как через шесть месяцев (разница средних (mean difference, MD) 0,90; 95% доверительный интервал (ДИ) 0,31-1,49; 1 РКИ; n=16 пациенток; доказательства очень низкого качества), так и через 12 месяцев (MD 1,65; 95% ДИ 1,11-2,19; 1 РКИ; 16 пациенток; доказательства очень низкого качества), где положительное значение означает нивелирование боли (чем выше оценка, тем больше купирование боли), а отрицательное значение отражает утяжеление состояния (чем ниже оценка, тем больше увеличение боли). Ни одно исследование не касалось оценки частоты живорождения.

Мы не уверены, о влиянии лечебной лапароскопии по сравнению с выполнением только диагностической лапароскопии на качество жизни, определяемое в соответствии с суммарным показателем EuroQol‐5D через шесть месяцев (MD 0,03; 95% ДИ от -0,12 до 0,18; 1 РКИ; n=39 пациенток; доказательство низкого качества), краткой версией опросника по самооценки психического здоровья (SF-12) (MD 2,30; 95% ДИ -4,50 до 9,10; 1 РКИ; n=39 пациенток; доказательства низкого качества) и индексом SF‐12 по оценке физического компонента здоровья (МD 2,70; 95% ДИ -2,90 до 8,30; 1 РКИ; n=39 участников; доказательства низкого качества). Лечебная лапароскопия, вероятно, увеличивает частоту прогрессирующей маточной беременности, зарегистрированной при ультразвуковом исследовании, по сравнению с выполнением только диагностической лапароскопии (отношение шансов (ОШ) 1,89; 95% ДИ 1,25-2,86; 3 РКИ; 528 участников; I2=0%; доказательства умеренного качества). Мы не уверены во влиянии лечебной лапароскопии по сравнению с выполнением только диагностической лапароскопии на частоту эктопической беременности (MD 1,18; 95% ДИ 0,10-13,48; 1 РКИ; n=100 пациенток; доказательства низкого качества) и выкидыша (MD 0,94; 95% ДИ 0,35-2,54; 2 РКИ; n=112 пациенток; доказательства низкого качества). Сообщения о нежелательных явлениях были ограничены. В обеих группах (1 РКИ; n=341 пациенток) не было зарегистрировано ни одного перехода к лапаротомии.

Лапароскопическая абляция и лапароскопическая абляция крестцово-маточного нерва по сравнению с диагностической лапароскопией. Мы не уверены во влиянии лапароскопической абляции и лапароскопической абляции крестцово-маточного нерва на неблагоприятные события (более конкретно - повреждение сосудов) по сравнению с выполнением только диагностической лапароскопии (ОШ 0,33; 95% ДИ 0,01-8,32; 1 РКИ; n=141 пациентка; доказательства низкого качества). Ни в одном исследовании не рассматривалась оценка боли в целом (через 6 и 12 месяцев), частота живорождение, качество жизни, частота маточной беременности, подтвержденной при УЗИ, эктопической беременности и выкидыша.

Лапароскопическая абляция по сравнению с лапароскопической эксцизией. Было недостаточно данных, чтобы определить, существует ли разница в оценки боли в целом через 12 месяцев после лапароскопической абляции по сравнению с выполнением лапароскопической эксцизии (MD 0,00; 95% ДИ -1,22-1,22; 1 РКИ; n=103 пациентки; доказательства очень низкого качества). Ни в одном исследовании не рассматривались оценка боли в целом через 6 месяцев после операции, частота живорождения, качество жизни, частота прогрессирующей маточной беременности, зарегистрированной при УЗИ, эктопической беременности, выкидыша и неблагоприятных событий.

Гелиевая термокоагуляция по сравнению с электродиатермией. Мы не уверены, улучшает ли гелиевая термокоагуляция по сравнению с электродиатермией качество жизни в соответствии с опросником о статусе больных эндометриозом (EHP‐30) через 9 месяцев при рассмотрении компонентов: боль (MD 6,68; 95% ДИ -3,07 до 16,43; 1 РКИ; n=119 пациенток; доказательства очень низкого качества), контроль и снижение энергии (MD 4,79; 95% ДИ -6,92 до 16,50; 1 РКИ; n=119 пациенток; доказательства очень низкого качества), эмоциональное благополучие (MD 6,17; 95% ДИ -3,95 до 16.29; 1 РКИ; n=119 пациенток; доказательства очень низкого качества) и социальная поддержка (MD 5,62; 95% ДИ -6,21 до 17,45; 1 РКИ; n=119 пациенток; доказательства очень низкого качества). Неблагоприятные события не поддавались оценке. Ни в одном исследовании не рассматривалась оценка боли в целом (через 6 и 12 месяцев), частота живорождения, прогрессирующей маточной беременности, подтвержденной при УЗИ, эктопической беременности и выкидыша.

Заключение авторов:

По сравнению с выполнением только диагностической лапароскопии неясно, уменьшает ли лечебная лапароскопия общую оценку боли, связанную с минимальными или выраженными поражениями при эндометриозе. Никаких данных о живорождении не было. Имеются доказательства умеренного качества того, что лечебная лапароскопия увеличивает частоту прогрессирующей маточной беременности, подтвержденной при УЗИ, по сравнению с выполнением только диагностической лапароскопии. Не было найдено ни одного исследования, которое оценивало бы живорождение для любого из сравнений. Необходимы дальнейшие исследования с учетом ведения различных подтипов эндометриоза и сравнения лапароскопических вмешательств с образом жизни и медицинскими вмешательствами. Было недостаточно данных о побочных явлениях, чтобы можно было сделать какие-либо выводы относительно безопасности.

Laparoscopic surgery for endometriosis
Celine Bafort, Yusuf Beebeejaun, Carla Tomassetti, Jan Bosteels, James MN Duffy
Cochrane Systematic Review
https://doi.org/10.1002/14651858.CD011031.pub3

Перевод и адаптация:
Сапрыкина Людмила Витальевна
К.м.н., ассистент кафедры акушерства и гинекологии ЛФ ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России

Тематики

Тематики гинекологии Бесплодие Дисменорея Материнская смертность Новости российской медицины Беременность Воспалительные заболевания Вульвовагинальные заболевания Генетика Грудное вскармливание Дети Исследование Контрацепция Материнская смертность Миома матки Менопауза Недержание мочи Онкология Мастопатия Нормативно-правовая документация Пролапс тазовых органов Рак эндометрия Рак шейки матки Рак груди Рак яичников Роды Сахарный диабет Урогенитальные инфекции Цистит Хирургия ЭКО Эндометриоз Тяжелый случай Урологическая интернет-конференция №8 «Аккредитация, НМО, личный бренд и юридическая грамотность» Материалы конгрессов Российская научно-практическая конференция с межд. участием «Снегиревские чтения» II Региональный научно-образовательный форум акушеров-гинекологов Час с ведущим гинекологом Мастер-класс «Тазовая хирургия: реальность и перспективы» I Международный конгресс "Патология шейки матки, влагалища и вульвы"