Материнская заболеваемость после преждевременного разрыва плодных оболочек на сроке беременности <24 недель
Актуальность: После преждевременного разрыва плодных оболочек в сроке <24 недель беременности женщины могут выбрать пролонгирование беременности (выжидательная тактика) или прерывание, либо путем одномоментного опорожнения полости матки (D&E), либо путем индукции родов. Хорошо описаны неонатальные исходы после выжидательной тактики. В отличие от этого, в ограниченных исследованиях сравниваются материнские исходы, связанные с выжидательной тактикой и с прерыванием беременности.
Цель исследования: Сравнить материнскую заболеваемость после преждевременного разрыва плодных оболочек в сроке <24 недель беременности у женщин, которые выбирают либо выжидательную тактику, либо прерывание беременности.
Дизайн исследования: Было выполнено ретроспективное когортное исследование. В исследование были включены женщины с преждевременным разрывом плодных оболочек в сроке беременности от 14 0/7 до 23 6/7 недель беременности с одноплодной беременностью или беременностью двойней в 2011-2018 г.г. (три медицинских учреждения). Исключили беременности с аномалиями развития плода, с разрывом плодных оболочек сразу после акушерских манипуляций (забор ворсин хориона, амниоцентез, серкляж, редукция плода), с самопроизвольными родами через <24 часов после разрыва плодных оболочек и при противопоказаниях к выжидательной тактике. Нашим основным результатом была разница в совокупной материнской заболеваемости между группами женщин, выбравшими выжидательную тактику и выбравшими прерывание беременности. Определили совокупную материнскую заболеваемость как включающую, по крайней мере, одно из следующих состояний: хориоамнионит, эндометрит, сепсис, незапланированное оперативное вмешательство после прерывания беременности (дилатация и кюретаж, лапароскопия, лапаротомия), травму, требующую репоративного вмешательства, незапланированную гистерэктомию, незапланированную гистеротомию (исключая кесарево сечение), разрыв матки, кровотечение >1000 мл, переливание крови, госпитализацию матери в отделение интенсивной терапии, острую почечную недостаточность, венозную тромбоэмболию, тромбоэмболию легочной артерии и повторную госпитализацию в течение шести недель. Сравнили демографические и дородовые характеристики женщин, выбирающих выжидательную тактику, прерывание беременности и использовали логистическую регрессию для количественной оценки связи между первоначальным решением о тактике и совокупной материнской заболеваемостью.
Результаты: Было 350 беременностей, осложненных преждевременным разрывом плодных оболочек в сроке <24 недель беременности, и 208 из них соответствовали критериям включения. Из 208 женщин, 51,9% (n=108) выбрали выжидательную тактику и 48,1% (n=100) выбрали прерывание беременности в качестве начального лечения. Среди женщин, выбравших прерывание беременности, в 67,0% случаев была выполнена индукция родов, в 33,0% - D&E. По сравнению с прерыванием беременности у женщин с прогрессирующей беременностью вероятность развития хориоамнионита была в 4,1 раза выше (38,0% по сравнению с 13,0%; 95% ДИ 2,03-8,26) и в 2,44 раза выше вероятность послеродового кровотечения (23,1% по сравнению с 11,0%; 95% ДИ 1,13-5,26). Госпитализация в отделение интенсивной терапии и выполнение незапланированной гистерэктомии были только после выжидательной тактики (2,8% по сравнению с 0,0% и 0,9% по сравнению с 0,0%). Из женщин, которые выбрали выжидательную тактику, 36,2% были родоразрешены путем операции кесарева сечения, только в 43,6% случаев был выполнен поперечный разрез нижнего сегмента матки. Совокупная материнская заболеваемость была выше в группе с выжидательной тактикой (60,2% по сравнению с 33,0% в группе с прерыванием беременности). После корректировки на срок гестации на момент разрыва, место разрыва, расу/этническую принадлежность, срок гестации на момент начала антенатального наблюдения, преждевременный разрыв плодных оболочек во время предыдущих беременностей, беременность двойней, факт курения, наложение швов на матку и обследование шейки матки в момент обращения, выжидательная тактика была связана с 3,47-кратным увеличением риска совокупной материнской заболеваемости (95% ДИ 1,52-7,93), соответствующим скорректированному относительному риску 1,91 (95% ДИ: 1,35-2,73). Среди женщин, первоначально выбравших выжидательную тактику, 15,7% избежали осложнений, беременность закончилась рождением живого ребенка, который был жив на момент выписки.
Заключение: Выжидательная тактика при преждевременных родах с преждевременным разрывом плодных оболочек в сроке <24 недель беременности связана с достоверно более высокой материнской заболеваемостью по сравнению с прерыванием беременности.
Ключевые слова: Аборт; предрасположенность; осложнение беременности во втором триместре; совместное принятие решений; прерывание беременности
Maternal morbidity after preterm premature rupture of membranes at <24 weeks' gestation Ariel Sklar 1, Jeanelle Sheeder 2, Anne R Davis 3, Carrie Wilson 2, Stephanie B Teal 2 Am J Obstet Gynecol. 2021 Nov 1;S0002-9378(21)01185-6. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/34736914/