Медикаментозный аборт: прием препаратов самостоятельно или по назначению врача

21.04.2020 - 05:24 33
Медикаментозный аборт: прием препаратов самостоятельно или по назначению врача

Актуальность:

Появление медикаментозного аборта улучшило доступ к безопасным процедурам прерывания беременности. Процедуры медикаментозного аборта  включают в себя либо применение мифепристона и затем мизопростола, либо только мизопростола. Эти препараты обычно принимаются в присутствии врача, это известно как процедура медикаментозного аборта. При «самостоятельном» медикаментозном аборте лекарственные препараты используются самой женщиной без наблюдения врача в течение, по крайней мере, одного этапа протокола. Самостоятельное проведение медикаментозного аборта потенциально может обеспечить женщинам контроль над процессом аборта. В условиях дефицита врачей такая тактика может снизить нагрузку на систему здравоохранения. Однако остается неясным, является ли «самостоятельная» процедура медикаментозного аборта эффективной и безопасной. Важно понимать, могут ли женщины безопасно и эффективно прерывать беременность, имея доступ к точной и адекватной информации, высококачественным лекарственным препаратам и стационарной помощи в случае осложнений.

Цель исследования:

Сравнить эффективность, безопасность и приемлемость медикаментозного аборта при самостоятельном применении препаратов и по назначению врача.

Методы поиска:

Поиск исследований, опубликованных с момента создания баз и до 10 июля 2019 г., был выполнен в центральном Кокрановском реестре контролируемых исследований, MEDLINE, Embase, CINAHL, POPLINE, LILACS, ClinicalTrials.gov, ВОЗ ICTRP и Google Scholar.

Критерии включения:

Мы включили рандомизированные контролируемые исследования (РКИ) и проспективные когортные исследования с параллельной группой сравнения, используя проекты исследований, которые сравнивали применение лекарственных препаратов при медикаментозном аборте самостоятельно и по назначению врача.

Сбор и анализ данных:

Два автора независимо извлекали данные, и мы провели метаанализ, где это было уместно, используя программу Review Manager 5. Первичным исходом была успешная процедура аборта (эффективность), определяемый как полная эвакуация из матки без необходимости хирургического вмешательства. Прогрессирующая беременность (наличие интактного плодного яйца) была нашим вторичным исходом, измеряющим успешность или эффективность манипуляции. Мы оценивали статистическую гетерогенность с помощью тестов Chi2 и I2, используя значение р<0,10, чтобы указать на статистическую гетерогенность. Для оценки качества полученных данных был использован балльный подход. Мы использовали стандартные методологические процедуры, рекомендуемые Кокрановским сообществом.

Основные результаты:

Было 18 исследований (два РКИ и 16 нерандомизированных исследований [НРКИ]), в которые было включено 11043 женщины из 10 стран, у которых был выполнен медикаментозный аборт на ранних сроках беременности (≤9 недель). Шестнадцать исследований были проведены в условиях ресурсов с низким и средним уровнем дохода, а два - в условиях ресурсов с высоким уровнем дохода. В одном НРКИ пациентки получили анальгетики от фармацевтической компании. Пять НРКИ и одно РКИ не сообщили о финансировании; девять НРКИ получили полное или частичное финансирование от анонимного источника. Пять НРКИ и одно РКИ получили финансирование от государственных учреждений, частных фондов или некоммерческих организаций. Вмешательство в доказательную базу было преимущественно из-за того, что женщины, принимали мифепристон в присутствии врача, а затем - мизопростол без наблюдения врача (например, дома). Нет никаких доказательств различия в частоте успешной процедуры аборта между группами с самостоятельным применением препаратов и по назначению врача: для двух РКИ относительный риск (ОР) 0,99; 95% доверительный интервал (ДИ) 0,97-1,01; 919 пациенток; доказательства умеренного качества. Существуют доказательства очень низкого качества, полученные из 16 НРКИ: ОР 0,99; 95% ДИ 0,97-1,01; 10124 пациентки. Для такого исхода, как прогрессирующая беременность, - разница между двумя группами может быть незначительной или вообще отсутствовать: для одного РКИ: ОР 1,69; 95% ДИ 0,41-7,02; 735 пациенток; доказательства низкого качества; и доказательства очень низкого качества для 11 НРКИ: ОР 1,28; 95% ДИ 0,65-2,49; 6691 пациентка. Мы не уверены, есть ли какие-либо различия в осложнениях, требующих хирургического вмешательства, так как мы не выявили никаких РКИ, и доказательства из трех НРКИ были очень низкого качества: для трех НРКИ: ОР 2,14; 95% ДИ 0,80-5,71; 2452 пациентки.

Заключение авторов:

Этот обзор показывает, что самостоятельное применение препаратов второго этапа при медикаментозном аборте на ранних сроках беременности является столь же эффективным, как и прием по назначению врача в отношении успешности процедуры. Возможно, нет никаких различий по отношению к такому исходу как прогрессирующая беременность, хотя доказательства этого являются неопределенными. Существует очень мало достоверных доказательств риска развития осложнений, требующих хирургического вмешательства. Данные ограничены дефицитом высококачественных исследовательских проектов и наличием систематической ошибки. Этот обзор дает недостаточные доказательства для определения безопасности самостоятельного применения по сравнению с назначением препаратов и приемом в присутствии врача. Будущие исследования должны изучать эффективность и безопасность самостоятельного применения препаратов медикаментозного аборта в отсутствие наблюдения со стороны врача на протяжении всего протокола медикаментозного аборта (например, во время приема мифепристона или в рамках режима применения только мизопростола) и на более позднем сроке гестации (т. е. более девяти недель). В отсутствие какого-либо наблюдения со стороны медицинского персонала необходимы исследования, чтобы понять, как лучше всего информировать и поддерживать женщин, которые выбирают самостоятельное применение препаратов, в том числе, когда обращаться за медицинской помощью.

Self-administered versus provider-administered medical abortion.
Gambir K1Kim C2Necastro KA3Ganatra B2Ngo TD1,4.
Cochrane Database Syst Rev. 2020 Mar 9;3:CD013181. doi: 10.1002/14651858.CD013181.pub2.
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/32150279

 

Перевод и адаптация:
Сапрыкина Людмила Витальевна
К.м.н., ассистент кафедры акушерства и гинекологии ЛФ ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России

Тематики

Тематики гинекологии Бесплодие Дисменорея Материнская смертность Новости российской медицины Беременность Воспалительные заболевания Вульвовагинальные заболевания Генетика Грудное вскармливание Дети Исследование Контрацепция Материнская смертность Миома матки Менопауза Недержание мочи Онкология Мастопатия Нормативно-правовая документация Пролапс тазовых органов Рак эндометрия Рак шейки матки Рак груди Рак яичников Роды Сахарный диабет Урогенитальные инфекции Цистит Хирургия ЭКО Эндометриоз Тяжелый случай Урологическая интернет-конференция №8 «Аккредитация, НМО, личный бренд и юридическая грамотность» Материалы конгрессов Российская научно-практическая конференция с межд. участием «Снегиревские чтения» II Региональный научно-образовательный форум акушеров-гинекологов Час с ведущим гинекологом Мастер-класс «Тазовая хирургия: реальность и перспективы» I Международный конгресс "Патология шейки матки, влагалища и вульвы"