Место и методы контроля артериального давления во время беременности

21.08.2020 - 05:00 34
Место и методы контроля артериального давления во время беременности

Актуальность:

Регулярное измерение артериального давления (АД) имеет решающее значение для диагностики и лечения гипертензивных расстройств во время беременности, таких как преэклампсия. АД может быть измерено в различных условиях: медицинские учреждения или «самоизмерение» в домашних условиях, а также с помощью различных методов, таких как использование аускультативных или автоматизированных устройств для измерения АД. Важно понимать влияние различных мест и методов измерения АД на важные исходы для беременных женщин.

Цель исследования:

Оценить влияние места и метода измерения АД для диагностики гипертензивных нарушений во время беременности на материнские и перинатальные исходы, качество жизни женщин или использование ресурсов здравоохранения.

Метод поиска:

Был выполнен поиск в электронных базах данных Кокрановского реестра по беременности и родам, ClinicalTrials.gov, международной платформе ВОЗ для регистрации клинических исследований ВОЗ (ICTRP) до 22 апреля 2020 года и библиографических списках извлеченных исследований.

Критерии включения:

Рандомизированные контролируемые исследования (РКИ) с участием беременных женщин, использующих валидированные устройства для измерения АД в различных условиях или применяющих различные методы измерения АД.

Сбор и анализ данных:

Два автора независимо извлекали данные, оценивали систематическую ошибку и использовали GRADE подход для оценки качества доказательств.

Основные результаты:

Из 21 выявленного исследования в обзор включили три, 11 - исключили; семь исследований продолжались на момент написания обзора. Из трех включенных РКИ (n=536607 женщин) – одно было кластерным РКИ, с существенно большим числом участников (n=536233 родов), чем два других исследования, но не давало данных по большинству наших результатов. Включенные исследования обычно были с низкой систематической ошибкой, однако качество доказательств было низким из-за косвенности и неточности. Метаанализ был невозможен, поскольку в каждом исследовании проводилось различное сравнение.

Ни в одном из включенных исследований не сообщалось о нашем первичном исходе  - систолическом АД, превышающем или равном 150 мм рт.ст. Ни в одном из исследований не сообщалось о каких-либо из этих важных вторичных исходах: дородовой госпитализации, продолжительности пребывания в неонатальном отделении или эндотрахеальной интубации новорожденных и использовании искусственной вентиляции легких.

Способ измерения АД: самоконтроль по сравнению с обычным измерением в условиях медицинского учреждения (1 исследование; n=154 женщины).

Не было случаев материнской смертности ни в группе самоконтроля, ни в группе обычного ведения. В исследовании не сообщалось о перинатальной смертности.

Самоконтроль может привести к несколько большему количеству диагнозов преэклампсии по сравнению с обычным ведением (отношение риска (ОР) 1,49; 95% доверительный интервал (ДИ) 0,87‐2,54; 154 женщины; 1 исследование; доказательства низкого качества), но широкий 95% ДИ соответствует возможной пользе и возможному вреду.

Самоконтроль по сравнению с обычным ведением может практически не влиять на вероятность индукции родов (ОР 1,09; 95% ДИ 0,82‐1,45; 154 женщины; 1 исследование; доказательства низкого качества).

Мы не уверены, оказывает ли самоконтроль АД какое-либо влияние на госпитализацию матери в реанимационное отделение (ОР 1,54; 95% ДИ 0,06‐37,25; 154 женщины; 1 исследование; доказательства низкого качества), мертворождение (ОР 2,57; 95% ДИ 0,13‐52,63; 154 женщины; 1 исследование; доказательства низкого качества); неонатальную смертность (ОР 1,54; 95% ДИ 0,06‐37,25; 154 женщины; 1 исследование; доказательства низкого качества) или преждевременные роды (ОР 1,15; 95% ДИ 0,37‐3,55; 154 женщины; 1 исследование; доказательства низкого качества), по сравнению с обычным ведением, поскольку качество доказательств низкое, а 95% ДИ согласуется с заметным вредом и заметной пользой.

Самоконтроль по сравнению с обычным ведением может привести к несколько большему количеству госпитализаций новорожденных (ОР 1,53; 95% ДИ 0,65‐3,62; 154 женщины; 1 исследование; доказательства низкого качества), но широкий 95% ДИ включает возможность несколько меньшего количества госпитализаций при выполнении самоконтроля.

Методика измерения АД: начало IV фазы тонов Короткова (К4, приглушение звука) по сравнению с V фазой тонов Короткова (К5, исчезновение звука) для определения диастолического АД (одно исследование; 220 женщин).

Ни в группе К4, ни в группе К5 материнской смертности не было.

Возможно, практически нет никакой разницы в диагностике преэклампсии при использованием К4 или К5 для определения диастолического АД (ОР 1,16; 95% ДИ 0,89‐1,49; 1 исследование; 220 женщин; доказательства низкого качества), поскольку широкий 95% ДИ включает в себя возможность большего количества диагнозов с использованием К4.

Мы не уверены, есть ли разница в перинатальной смертности между группами, потому что качество доказательств низкое, а 95% ДИ согласуется с заметным вредом и заметной пользой (ОР 1,14; 95% ДИ 0,16‐7,92; 1 исследование; 220 женщин; доказательства низкого качества).

В исследовании не были представлены данные о госпитализации матерей в отделение интенсивной терапии, индукции родов, мертворождении, неонатальной смертности, преждевременных родах или поступлении в отделение новорожденных.

Методика измерения АД: полуавтоматический метод (монитор АД с дополнительными функциями, инструкция) по сравнению с обычным ведением (одно исследование; 536233 родов).

Возможно, практически нет никакой разницы между использованием полуавтоматического метода и обычного ведения в показателях материнской смертности (скорректированный ОР 0,80; 95% ДИ 0,30‐2,11; n=536233 женщины; 1 исследование; доказательства низкого качества), но 95% ДИ согласуется с ощутимым вредом и ощутимой пользой.

В исследовании не сообщалось о преэклампсии, индукции родов, перинатальной смертности, преждевременных родах или госпитализации новорожденных. Поступление матерей в отделение интенсивной терапии и перинатальные исходы (мертворождения и неонатальная смертность) были собраны только для небольшой доли женщин, идентифицированных по исходу, а не по базовым характеристикам, тем самым нарушая случайное распределение. Поэтому любые различия между группами не могли быть отнесены к вмешательству, и мы не извлекали данные для этих результатов.

Заключение авторов:

Польза самоконтроля АД при гипертонической беременности, если таковая имеется, остается неопределенной, поскольку фактические данные ограничены одним технико‐экономическим обоснованием. Современная практика использования К5 для измерения диастолического АД поддерживается для женщин с артериальной гипертензией во время беременности. Польза, если таковая имеется, от использования полуавтоматического метода для измерения АД во время беременности остается неопределенной из-за ограничений дизайна исследования.

Setting and techniques for monitoring blood pressure during pregnancy
Danielle C Ashworth, Sophie P Maule, Fiona Stewart, Hannah L Nathan, Andrew H Shennan, Lucy C Chappell
Cochrane Systematic
https://doi.org/10.1002/14651858.CD012739.pub2

Перевод и адаптация:
Сапрыкина Людмила Витальевна
К.м.н., ассистент кафедры акушерства и гинекологии ЛФ ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России

Тематики

Тематики гинекологии Бесплодие Дисменорея Материнская смертность Новости российской медицины Беременность Воспалительные заболевания Вульвовагинальные заболевания Генетика Грудное вскармливание Дети Исследование Контрацепция Материнская смертность Миома матки Менопауза Недержание мочи Онкология Мастопатия Нормативно-правовая документация Пролапс тазовых органов Рак эндометрия Рак шейки матки Рак груди Рак яичников Роды Сахарный диабет Урогенитальные инфекции Цистит Хирургия ЭКО Эндометриоз Тяжелый случай Урологическая интернет-конференция №8 «Аккредитация, НМО, личный бренд и юридическая грамотность» Материалы конгрессов Российская научно-практическая конференция с межд. участием «Снегиревские чтения» II Региональный научно-образовательный форум акушеров-гинекологов Час с ведущим гинекологом Мастер-класс «Тазовая хирургия: реальность и перспективы» I Международный конгресс "Патология шейки матки, влагалища и вульвы"