Перенос эмбрионов на стадии дробления и на стадии бластоцисты в циклах вспомогательных репродуктивных технологий
Актуальность:
Достижения в области питательных сред для культивирования эмбрионов привели к переходу в практике экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) от переноса эмбрионов на стадии дробления к переносу эмбрионов на стадии бластоцисты. Обоснованием переноса на стадии бластоцисты является повышение синхронности эмбриона и эндометрия, а также возможность «самоселекции» жизнеспособных эмбрионов, что приводит к повышению частоты живорождения.
Цель исследования:
Определить, улучшает ли перенос эмбрионов на стадии бластоцисты (5-6-й день) частоту живорождения (ЧЖР) при переносе в свежем цикле и другие связанные с этим результаты по сравнению с переносом эмбрионов на стадии дробления (2-3-й день).
Методы поиска:
Поиск исследований, опубликованных с момента создания баз до октября 2021 г., был выполнен в электронных базах данных Специализированного реестра контролируемых исследований Кокрановской группы по гинекологии и фертильности, CENTRAL, MEDLINE, Embase, PsycINFO и CINAHL. Также был выполнен поиск по реестрам текущих исследований и библиографическим спискам исследований.
Критерии включения:
Мы включили рандомизированные контролируемые исследования (РКИ), в которых сравнивали эффективность ЭКО с переносом эмбрионов на стадии бластоцисты по сравнению с ЭКО с переносом эмбрионов на стадии дробления.
Сбор и анализ данных:
Использовали стандартные методологические процедуры, рекомендованные Кокраном. Нашими первичными исходами были ЧЖР при переносе свежих эмбрионов и совокупная частота клинической беременности (сЧКБ). Вторичными исходами были частота клинической беременности (ЧКБ), многоплодной беременности, многоплодной беременности тремя и боле плодами, выкидыша (все после первого переноса эмбрионов), невозможность переноса эмбрионов и были ли заморожены дополнительные эмбрионы для переноса в дальнейшем (перенос криоконсервированных эмбрионов). Общее качество доказательств для основных сравнений оценивали, используя систему GRADE.
Основные результаты:
Мы включили 32 РКИ (n=5821 пара или женщина). ЧЖР была выше в группе переноса свежего эмбриона на стадии бластоцисты (отношение шансов (OШ) 1,27; 95% доверительный интервал (ДИ) 1,06-1,51; I2=53%; 15 исследований; n=2219 женщин; доказательства низкого качества). Это говорит о том, что если у 31% женщин будут роды живым плодом после переноса на стадии дробления, то у от 32% до 41% будут - при переносе эмбриона на стадии бластоцисты. Мы не уверены, увеличивает ли перенос эмбриона на стадии бластоцисты cЧКБ. Последующий анализ показал, что витрификация может увеличить cЧКБ. Это интересное открытие, которое требует дальнейшего изучения, когда будут опубликованы новые исследования с использованием витрификации. ЧКБ также была выше при переносе свежего эмбриона на стадии бластоцисты (ОШ 1,25; 95% ДИ 1,12-1,39; I2=51%; 32 исследования; n=5821 женщина; доказательства умеренного качества). Это говорит о том, что если у 39% женщин будет клиническая беременность после переноса свежего эмбриона на стадии дробления, то у от 42% до 47% женщин, вероятно, - будет после переноса свежей бластоцисты. Мы не уверены, увеличивает ли перенос на стадии бластоцисты частоту многоплодной беременности (ОШ 1,05; 95% ДИ 0,83-1,33; I2 30%; 19 исследований; n=3019 женщин; доказательства низкого качества) или частоту выкидышей (ОШ 1,12; 95% ДИ 0,90-1,38; I2=24%; 22 исследования; n=4208 женщин; доказательства низкого качества). Это говорит о том, что если у 9% женщин будет многоплодная беременность после переноса свежего эмбриона на стадии дробления, то у от 8% до 12% это произойдет после переноса на стадии свежей бластоцисты. Однако анализ чувствительности, ограниченный только исследованиями с низкой систематической ошибкой или с "некоторыми опасениями", в подгруппе с равным количеством перенесенных эмбрионов, показал, что перенос бластоцисты, вероятно, увеличивает частоту многоплодной беременности. Частота витрификации эмбрионов (когда невостребованные эмбрионы замораживали для переноса в дальнейшем) была ниже в группе переноса на стадии бластоцисты (OШ 0,48; 95% ДИ 0,40-0,57; I2=84%; 14 исследований; n=2292 женщины; доказательства низкого качества). Это говорит о том, что если у 60% женщин будет криоконсервация эмбриона после переноса на стадии дробления, то у от 37% до 46% женщин это будет после переноса на стадии бластоцисты. Отсутствие возможности перенести какие-либо эмбрионы была выше в группе при переносе бластоцисты (OШ 2,50; 95% ДИ 1,76-3,55; I2=36%; 17 исследований; n=2577 женщин; доказательства умеренного качества). Это говорит о том, что если у 1% женщин отсутствуют свежие эмбрионы при переносе на стадии дробления, то у от 2% до 4% женщин, вероятно, будут отсутствовать при плановом переносе на стадии свежей бластоцисты. Для большинства результатов фактические данные были низкого качества. Основными ограничениями были серьезная неточность и серьезная систематическая ошибка, связанные с невозможностью описать приемлемые методы рандомизации.
Выводы авторов:
Существуют доказательства низкого качества в отношении частоты живорождения и доказательства среднего качества в отношении клинической беременности, свидетельствующие о том, что перенос свежего эмбриона на стадии бластоцисты связан с более высокой частотой обоих показателей, чем перенос на стадии дробления. Мы не уверены, увеличивает ли перенос на стадии бластоцисты сЧКБ, полученную при свежих циклах и после переноса витрифицированных эмбрионов после получения одного овоцита. Хотя существует преимущество переноса на стадии бластоцисты в свежих циклах, необходимо больше доказательств, чтобы знать, влияет ли стадия переноса на совокупную частоту живорождения и беременности. В будущих РКИ следует сообщать о частоте живорождения, совокупной частоте живорождения и выкидышей. Они также должны оценивать женщин с плохим прогнозом, чтобы дать возможность тем, кто проходит курс вспомогательных репродуктивных технологий, и врачам принимать обоснованные решения о наилучшем доступном варианте лечения.
Cleavage-stage versus blastocyst-stage embryo transfer in assisted reproductive technology
Demián Glujovsky 1, Andrea Marta Quinteiro Retamar 2, Cristian Roberto Alvarez Sedo 3, Agustín Ciapponi 4, Simone Cornelisse 5, Deborah Blake 6
Cochrane Database Syst Rev. 2022 May 19;5(5):CD002118.
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/35588094/