Пред‐ и послеоперационная медикаментозная терапия при оперативном лечении эндометриоза

01.12.2020 - 05:00 65
Пред‐ и послеоперационная медикаментозная терапия при оперативном лечении эндометриоза

Актуальность:

Эндометриоз является распространенным гинекологическим заболеванием, поражающим от 10 до 15% женщин репродуктивного возраста, и может вызывать диспареунию, дисменорею и бесплодие. Одной из стратегий лечения является сочетание хирургического вмешательства и медикаментозной терапии для уменьшения рецидивов эндометриоза. Хотя сочетание оперативного и медикаментозного лечения представляется полезным, отсутствует ясность в отношении времени, когда медикаментозная терапия должна использоваться по отношению к оперативному лечению, то есть до, после или как до, так и после операции, чтобы максимально увеличить ответ на лечение.

Цель исследования:

Определить эффективность медикаментозной терапии, применяемой в качестве гормональной супрессии до, после или как до, так и после операции по поводу эндометриоза для уменьшения болевого синдрома, уменьшения рецидивов заболевания и увеличения частоты наступления беременности.

Методы поиска:

В ноябре 2019 г. был выполнен поиск в электронных базах данных Кокрановского реестра по гинекологии и фертильности, CENTRAL, MEDLINE, Embase, PsycINFO, CINAHL и двух реeстрах исследований. Также была выполнена  проверка библиографических списков,  для выявления дополнительных исследований связывались с авторами исследований и экспертами в этой области.

Критерии включения:

В обзор включали рандомизированные контролируемые исследования (РКИ), в которых сравнивали медикаментозные методы, применяемые для гормональной супрессии до, после или до и после операции по поводу эндометриоза.

Сбор и анализ данных:

Два автора обзора независимо друг от друга извлекали данные и оценивали систематическую ошибку. Там, где это было возможно, мы объединили данные с использованием отношение рисков (ОР), разницы средних (MD) или стандартизированной разницы средних  и 95% доверительных интервалов (ДИ). Первичными исходами были: болевой синдром, обусловленный эндометриозом, определяемый по визуально-аналоговой шкале (ВАШ), другим валидированным шкалам или по дихотомическим исходам; и рецидивы заболевания, что подтверждалось при second-look лапароскопии и оценивали по классификации ЭКЭ (эндоскопическая классификация эндометриоза),  пересмотренной классификации Американского общества фертильности (rAFS; revised American Fertility Society) или пересмотренной классификации Американского общества репродуктивной медицины (rASRM; revised American Society for Reproductive Medicine).

Основные результаты:

В обзор включили 26 исследований (n=3457 женщин с эндометриозом). Мы использовали термин "только оперативное лечение" для обозначения плацебо или отсутствия медикаментозной терапии.

Предоперационная медикаментозная терапия по сравнению с плацебо или с отсутствием медикаментозной терапии. Мы не уверены, уменьшает ли предоперационная медикаментозная гормональная супрессия рецидивы болевого синдрома через 12 месяцев или раньше (дихотомические исходы) (ОР 1,10; 95% ДИ 0,72‐1,66; 1 РКИ; n=262; доказательства очень низкого качества) и уменьшает ли рецидив заболевания, в целом, через 12 месяцев (в соответствии с оценкой AFS) (MD -9,6; 95% ДИ -11,42 -7,78; 1 РКИ; n=80; доказательства очень низкого качества) по сравнению с выполнением только оперативного лечения.  

Мы не уверены, что предоперационная медикаментозная гормональная супрессия уменьшает рецидив заболевания через 12 месяцев или раньше (в соответствие с ЭКЭ) по сравнению с выполнением только хирургического вмешательства (ОР 0,88; 95% ДИ 0,78‐1,00; 1 РКИ; n=262; доказательства очень низкого качества). Мы не уверены, увеличивает ли предоперационная медикаментозная гормональная супрессия частоту наступления беременности по сравнению с выполнением только хирургического вмешательства (ОР 1,16; 95% ДИ 0,99-1,36; 1 РКИ; n=262; доказательства очень низкого качества).

Ни в одном исследовании не сообщалось о тазовой боли в течение 12 месяцев или менее (непрерывная переменная) или о рецидиве заболевания в течение 12 месяцев или менее.

Послеоперационная медикаментозная терапия по сравнению с плацебо или с отсутствием медикаментозной терапии. Мы не уверены в уменьшении тазовой боли при применении медикаментозной терапии  через 12 месяцев или раньше (непрерывная переменная) при сравнении групп, которым назначали  послеоперационную медикаментозную гормональную супрессию и которым выполняли только оперативное лечение (MD -0,48; 95% ДИ -0,64 -0,31; 4 РКИ; n=419; I2=94%; доказательства очень низкого качества).

Мы не уверены, существует ли разница в рецидиве болевого синдрома через 12 месяцев или менее (дихотомические исходы) при сравнении групп, которым назначали послеоперационную медикаментозную гормональную супрессию и которым выполняли только хирургическое вмешательство (ОР 0,85; 95% ДИ 0,65‐1,12; 5 РКИ; n=634; I2=20%; доказательства низкого качества).

Мы не уверены, что послеоперационная медикаментозная гормональная супрессия  уменьшает общую частоту рецидивов через 12 месяцев (по оценке AFS) по сравнению с выполнением только оперативного лечения (MD -2,29; 95% ДИ -4,01- -0,57; 1 РКИ; n=51; доказательство очень низкого качества).

Частота рецидивов заболевания в течение 12 месяцев или менее может быть уменьшена при послеоперационной медикаментозной гормональной супрессии по сравнению с выполнением только хирургического вмешательства (ОР 0,30; 95% ДИ 0,17‐0,54; 4 РКИ; n=433; I2=58%; доказательства низкого качества).

Мы не уверены в снижении наблюдаемого рецидива заболевания через 12 месяцев или менее (в соответствии с ЭКЭ) при применении послеоперационной медикаментозной гормональной супрессии по сравнению с выполнением только оперативного лечения (ОР 0,80; 95% ДИ 0,70‐0,91; 1 РКИ; n=285; доказательства очень низкого качества).

Частота наступления беременности, вероятно, увеличивается при послеоперационной медикаментозной гормональной супрессии по сравнению с выполнением только хирургического вмешательства (ОР 1,22; 95% ДИ 1,06‐1,39; 11 РКИ; n=932; I2=24%; доказательства умеренного качества).

Пред‐ и послеоперационная медикаментозная терапия по сравнению с выполнением только оперативного лечения или с выполнением оперативного лечения+плацебо. В ходе поиска этого сравнения не было выявлено никаких исследований.

Предоперационная медикаментозная терапии по сравнению с послеоперационной медикаментозной терапией. Мы не уверены в различии частоты рецидивов болевого синдрома через 12 месяцев или менее (дихотомические исходы) в группах, применявших предоперационную или послеоперационную медикаментозную гормональную терапию (ОР 1,40; 95% ДИ 0,95‐2,07; 2 РКИ; n=326; I2=2%; доказательства низкого качества).

Мы не уверены в разнице в частоте рецидивов заболевания через 12 месяцев или ранее (в соответствии с ЭКЭ) при использовании пред- и послеоперационной гормональной терапии (ОР 1,10, 95% Ди 0,95‐1,28; 1 РКИ, n = 273; очень низкое качество доказательств).

Мы не уверены в различии частоты наступления беременности при использовании пред- и послеоперационной гормональной терапии (ОР 1,05; 95% ДИ 0,91-1,21; 1 РКИ; n=273; доказательства очень низкого качества).

Ни в одном исследовании не сообщалось о тазовой боли в течение 12 месяцев или менее (непрерывная переменная), об общей частоте рецидива заболевания в течение 12 месяцев (по оценке AFS) или рецидиве заболевания в течение 12 месяцев или менее (дихотомические исходы).

Послеоперационная медикаментозная терапия по сравнению с пред‐ и послеоперационной медикаментозной терапией. В ходе поиска этого сравнения не было выявлено никаких исследований.

Изучены серьезные неблагоприятные явления для медикаментозной терапии. Было недостаточно доказательств, чтобы прийти к выводу о серьезных неблагоприятных явлениях, поскольку ни в одном исследовании не было представлено данных, пригодных для анализа.

Заключение авторов:

Наши результаты свидетельствуют о том, что данные об эффективности медикаментозной терапии эндометриоза неубедительны, что связано со сроками проведения гормональной супрессивной терапии по отношению к оперативному лечению эндометриоза. В наших различных сравнениях времени проведения гормональной супрессивной терапии женщины, получающие послеоперационную медикаментозную терапию по сравнению с отсутствием медикаментозной терапии или плацебо, могут испытывать преимущества с точки зрения частоты рецидива заболевания и частоты наступления беременности. Отсутствует достаточное количество доказательств относительно гормональной супрессии назначаемой в другое время по отношению к оперативному лечению у женщин с эндометриозом.  

Pre‐ and postsurgical medical therapy for endometriosis surgery
Innie Chen, Veerle B Veth, Abdul J Choudhry, Ally Murji, Andrew Zakhari, Amanda Y Black, Carmina Agarpao, Jacques WM Maas
Cochrane Database of Systematic Reviews 
https://doi.org/10.1002/14651858.CD003678.pub3

Перевод и адаптация:
Сапрыкина Людмила Витальевна
К.м.н., ассистент кафедры акушерства и гинекологии ЛФ ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России

Тематики

Тематики гинекологии Бесплодие Дисменорея Материнская смертность Новости российской медицины Беременность Воспалительные заболевания Вульвовагинальные заболевания Генетика Грудное вскармливание Дети Исследование Контрацепция Материнская смертность Миома матки Менопауза Недержание мочи Онкология Мастопатия Нормативно-правовая документация Пролапс тазовых органов Рак эндометрия Рак шейки матки Рак груди Рак яичников Роды Сахарный диабет Урогенитальные инфекции Цистит Хирургия ЭКО Эндометриоз Тяжелый случай Урологическая интернет-конференция №8 «Аккредитация, НМО, личный бренд и юридическая грамотность» Материалы конгрессов Российская научно-практическая конференция с межд. участием «Снегиревские чтения» II Региональный научно-образовательный форум акушеров-гинекологов Час с ведущим гинекологом Мастер-класс «Тазовая хирургия: реальность и перспективы» I Международный конгресс "Патология шейки матки, влагалища и вульвы"