Преимплантационное генетическое тестирование и здоровье ребенка: исследование на основе национального реестра

31.05.2023 - 17:57 239
Оценить статью
Преимплантационное генетическое тестирование и здоровье ребенка: исследование на основе национального реестра

Актуальность:
Преимплантационное генетическое тестирование (ПГТ) предлагается парам, страдающими моногенными заболеваниями (ПГТ-М) или наследственными хромосомными аберрациями (ПГТ-ХА), что ограничивает риск передачи расстройства потомству. ПГТ, инвазивный метод, требует генетического анализа одной или до десяти клеток эмбриона и сочетается с ЭКО или ИКСИ. Несколько исследований, большинство из которых небольшие, показали сопоставимые результаты после ПГТ и ЭКО/ИКСИ в отношении перинатального исхода. Было опубликовано лишь несколько исследований с ограниченными выборками, посвященных ПГТ и здоровью детей.

Цель исследования:
Цель исследования – оценить связано ли ПГТ с неблагоприятными перинатальными исходами и здоровьем детей раннего возраста.

Дизайн исследования, размер, продолжительность:
На основе реестра Швеции было выполнено исследование. В исследование были включены женщины с одноплодной беременностью, наступившей после ПГТ, и закончившейся родами в период с 1 января 1996 г. по 30 сентября 2019 г. (n=390). Детей после одноплодной беременности, наступившей после ПГТ, сравнивали со всеми детьми после одноплодной беременности, наступившей после ЭКО/ИКСИ (n=61060), родившимися за тот же период времени, и с соответствующей выборкой детей, родившихся после одноплодной беременности, наступившей самостоятельно (n=42034), отобранных из медицинского реестра родов. Перинатальные исходы, здоровье детей раннего возраста и материнские исходы сравнивались между беременностями после ПГТ и ЭКО/ИКСИ, а также между беременностями после ПГТ и беременностями, наступившими самостоятельно. Первичными исходами были преждевременные роды (ПР) и рождение плода массой <2500 г, тогда как детская заболеваемость была вторичным исходом.

Пациенты и методы:
Данные о женщинах которые родили после ПГТ, были получены из местных баз данных в двух центрах ПГТ в Швеции, в то время как данные об ЭКО для группы ЭКО/ИКСИ были получены из национальных реестров ЭКО. Затем выполнили перекрестную связь этих данных с национальными реестрами здравоохранения: Медицинским реестром родов, реестром пациентов и реестром причин смерти. Был проведен логистический многофакторный регрессионный анализ и модели пропорциональных рисков Кокса с поправкой на соответствующие вмешивающиеся факторы.

Основные результаты:
Среднее время наблюдения составило 4,6 года для детей, родившихся после ПГТ, и 5,1 года для детей, родившихся после самостоятельно наступившей беременности, среднее время наблюдения для детей, родившихся после ЭКО/ИКСИ, составило 9,0 лет. Что касается перинатальных исходов, то ПР были в 7,7% случаев при беременности после ПГТ и в 7,3% - после ЭКО/ИКСИ. Частота рождения плода массой <2500 г составила 4,9% и 5,2% (скорректированное отношение шансов (сОШ) 1,22; 95% ДИ 0,82-1,81 и сОШ 1,17; 95% ДИ 0,71-1,91; соответственно). Никаких различий в отношении врожденных пороков развития выявлено не было. По сравнению с самостоятельно наступившей беременностью при беременности после ПГТ был более высокий риск ПР (сОШ 1,73; 95% ДИ 1,17-2,58). Что касается здоровья детей раннего возраста, абсолютный риск развития астмы составил 9,7% (n=38 из 390) у детей, родившихся после ПГТ, и 11,4% (n=6980 из 61060) у детей, родившихся после ЭКО/ИКСИ, тогда как для аллергических расстройств соответствующие цифры составили 8,7% (n=34 из 390) и 12,3% (n=7505 из 61060). В соответствии с моделями пропорциональных рисков Кокса, для этих результатов не было обнаружено существенных различий. Сепсис, гипотиреоз, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, расстройства аутического спектра, умственная отсталость, церебральный паралич и эпилепсия были диагностированы максимум у трех детей с ПГТ. За период наблюдения ни один ребенок с ПГТ не умер. Что касается исходов у матерей, то частота предлежания плаценты и кесарева сечения была значительно выше при беременности после ПГТ по сравнению с самостоятельно наступившей беременностью (сОШ 6,46; 95% ДИ 3,38-12,37 и сОШ 1,52; 95% ДИ 1,20-1,92, соответственно), тогда как при сравнении беременностей после ПГТ и ЭКО/ИКСИ различий выявлено не было.

Краткое заключение:
Дети, родившиеся после ПГТ, имели сопоставимые перинатальные исходы с детьми, родившимися после ЭКО/ИКСИ, и сопоставимые результаты в отношении здоровья детей раннего возраста.

Ограничения:
Довольно небольшой размер выборки детей, родившихся после ПГТ, не позволил скорректировать все соответствующие факторы, включая метод оплодотворения и продолжительность культивирования. Более того, время наблюдения было коротким для большинства детей, особенно в группе ПГТ, что, вероятно, привело к снижению абсолютного числа диагнозов в раннем детстве.

Более широкое значение полученных результатов:
Результаты обнадеживают и указывают на то, что биопсия эмбриона сама по себе не оказывает неблагоприятного влияния на перинатальные, ранние детские или материнские исходы. Хотя результаты сравнимы с ЭКО/ИКСИ также в отношении исходов для детей раннего возраста, к ним следует относиться с осторожностью из-за небольшого числа детей с диагнозами и короткого периода наблюдения. Долгосрочные последующие исследования у детей, родившихся после ПГТ, немногочисленны и должны проводиться с учетом инвазивности метода.

Ключ;евые слова:
Экстракорпоральное оплодотворение; здоровье ребенка; интрацитоплазматическая инъекция сперматозоидов; перинатальный исход; преимплантационное генетическое тестирование

Preimplantation genetic testing and child health: a national register-based study
Erica Ginström Ernstad, Charles Hanson, Kjell Wånggren, Ann Thurin-Kjellberg, Cecilia Hulthe Söderberg, Elisabeth Syk Lundberg, Max Petzold, Ulla-Britt Wennerholm, Christina Bergh
Hum Reprod. 2023 Feb 7;dead021.
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36749096/

Перевод и адаптация Сапрыкина Людмила Витальевна, к.м.н., доцент кафедры акушерства и гинекологии Лечебного факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия


Тематики

Тематики гинекологии Бесплодие Дисменорея Материнская смертность Новости российской медицины Беременность Воспалительные заболевания Вульвовагинальные заболевания Генетика Грудное вскармливание Дети Исследование Контрацепция Материнская смертность Миома матки Менопауза Недержание мочи Онкология Мастопатия Нормативно-правовая документация Пролапс тазовых органов Рак эндометрия Рак шейки матки Рак груди Рак яичников Роды Сахарный диабет Урогенитальные инфекции Цистит Хирургия ЭКО Эндометриоз Тяжелый случай Урологическая интернет-конференция №8 «Аккредитация, НМО, личный бренд и юридическая грамотность» Материалы конгрессов Российская научно-практическая конференция с межд. участием «Снегиревские чтения» II Региональный научно-образовательный форум акушеров-гинекологов Час с ведущим гинекологом Мастер-класс «Тазовая хирургия: реальность и перспективы» I Международный конгресс "Патология шейки матки, влагалища и вульвы"