Применение пробиотиков у женщин с гестационным диабетом для улучшения здоровья и благополучия матери и ребенка
Актуальность:
Гестационный сахарный диабет (ГСД) - это непереносимость углеводов, впервые выявленная во время беременности и связанная с осложнениями для матери и ребенка. Пробиотики - это микроорганизмы, которые при приеме внутрь в достаточном количестве могут принести пользу здоровью. Доказательства роли пробиотиков при ГСД ограничены.
Цель исследования:
Оценить безопасность и эффективность применения пробиотиков при лечении женщин с ГСД в отношении исходов беременности и родов.
Методы поиска:
Был выполнен поиск в электронных базах данных Кокрановской группы по беременности и родам, ClinicalTrials.gov, международной платформе ВОЗ для регистрации клинических исследований (ICTRP) (24 июля 2019 г.), а также библиографических списках извлеченных исследований.
Критерии включения:
Рандомизированные контролируемые исследования (РКИ), сравнивающие применение пробиотиков с плацебо/стандартной терапией для лечения ГСД.
Сбор и анализ данных:
Два автора обзора независимо оценивали приемлемость исследований, извлекали данные, проверяли точность данных и оценивали систематическую ошибку включенных исследований. Достоверность доказательств для оцениваемых материнских исходов/исходов для новорожденных оценивали с помощью системы GRADE.
Основные результаты:
Было выявлено девять РКИ (695 беременных женщин с ГСД), сравнивающих применение пробиотиков с использованием плацебо. Общая систематическая ошибка в девяти РКИ было от низкой до неясной, и качество доказательств были снижено из-за неточности, из-за небольшого числа женщин, участвующих в исследованиях. Исследования проводились в больницах и университетах Ирана (семь исследований), Таиланда (одно исследование) и Ирландии (одно исследование). Все исследования сравнивали применение пробиотиков с использованием плацебо.
Материнские исходы. Мы не уверены, оказывает ли применение пробиотиков по сравнению с использованием плацебо какое-либо влияние на развитие гипертензивных расстройств во время беременности (отношение рисков (ОР) 1,50; 95% доверительный интервал (ДИ) 0,64 до 3,53; 256 пациенток; 3 исследования; доказательства низкого качества) или на частоту родоразрешения путем операции кесарева сечения (скорректированное ОР 0,64; 95% ДИ от 0,30 до 1,35; 267 пациенток; 3 исследования; доказательства низкого качества), поскольку качество доказательств было низким и величина 95% ДИ соответствовала возможной пользе и риску. Ни в одном из исследований не сообщалось о первичных исходах: способе родоразрешения (через естественные родовые пути/оперативное родоразрешение) и последующее развитие диабета 2 типа. Мы не уверены, оказывают ли пробиотики по сравнению с плацебо какое-либо влияние на частоту индукции родов (ОР 1,33; 95% ДИ 0,74-2,37; 127 пациенток; 1 исследование; доказательство очень низкого качества). Что касается других вторичных материнских исходов, то мы не уверены, существуют ли различия при использовании пробиотиков и плацебо для: послеродового кровотечения; увеличения веса при беременности во время применения препаратов и общего увеличения веса во время беременности; глюкозы плазмы натощак и необходимости дополнительной фармакотерапии (инсулин). Пробиотики могут быть связаны с небольшим снижением уровня триглицеридов и общего холестерина. При использовании пробиотиков по сравнению с плацебо наблюдалось снижение маркеров инсулинорезистентности (HOMA-IR) и HOMA-B, а также секреции инсулина. Наблюдалось также увеличение количественного индекса проверки чувствительности к инсулину (QUICKI). Прием пробиотиков был взаимосвязан с незначительными улучшениями в показателях соответствующих биомаркеров с доказанными снижениями уровня воспалительных маркеров высокочувствительного С-реактивного белка (hs-CRP), интерлейкина 6 (IL-6) и маркера окислительного стресса - малонового диальдегида, и увеличение антиоксидантна – общего глутатиона, но мы не уверены, есть ли какая-либо разница в общей антиоксидантной способности.
Ни в одном исследовании не сообщалось о вторичных исходах: травме промежности, послеродовом удержании веса или возвращении к весу до беременности и послеродовой депрессии. Мы не уверены, оказывают ли пробиотики какое-либо влияние, по сравнению с плацебо, на риск крупновесных к сроку гестации плодов (ОР 0,73; 95% ДИ 0,35-1,52; 174 пациентки; 2 исследования; доказательства низкого качества) или гипогликемии новорожденных (ОР 0,85; 95% ДИ 0,39-1,84; 177 пациенток; 3 исследования; доказательства низкого качества), поскольку качество доказательств было низким, а 95% ДИ охватывал возможную пользу и возможный вред.
Ни в одном исследовании не сообщалось о первичных исходах: перинатальной (плодовой/неонатальной) смертности или инвалидности вследствие нейросенсорной заболеваемости. Что касается других вторичных исходов, то мы не уверены, существует ли какая-либо разница между применением пробиотиков и плацебо в отношении срока гестации на момент родов, частоты преждевременных родов, макросомии, веса при рождении, окружности головки, длины тела, детской гипогликемии и поступления в отделение интенсивной терапии новорожденных. Были получены данные о снижении гипербилирубинемии у детей при применении пробиотиков по сравнению с использованием плацебо. Ни одно исследование не сообщало о вторичных результатах: ожирение в младенческом и детском возрастах. Ни в одном из исследований не было отмечено каких-либо побочных явлений.
Заключение авторов:
Низкое качество доказательств означает, что мы не уверены, есть ли какая-либо разница между группами, применяющими пробиотики и плацебо, в отношении развития гипертензивных расстройств во время беременности, частоты кесарева сечения и крупновесных к сроку гестации плодов. В ходе исследований не было зарегистрировано никаких побочных явлений. Из-за вариабельности используемых пробиотиков и малого объема выборки исследований данные этого обзора имеют ограниченную возможность для предоставления практической информации. Для определения того, могут ли пробиотики положительным образом влиять на уровень глюкозы крови матери и/или результаты лечения младенцев/детей/взрослых и можно ли их использовать для лечения ГСД, необходимы хорошо разработанные адекватные исследования.
Probiotic Treatment for Women With Gestational Diabetes to Improve Maternal and Infant Health and Well-Being
Karaponi Am Okesene-Gafa 1, Abigail E Moore 2, Vanessa Jordan 3, Lesley McCowan 4, Caroline A Crowther 2
Cochrane Database Syst Rev. 2020 Jun 24;6:CD012970.
doi: 10.1002/14651858.CD012970.pub2.
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32575163/