Случай хирургического создания неовлагалища с использованием остатка шейки матки у пациентки с синдромом Майера-Кюстнера- Рокитанского-Хаузера
Цель исследования: Изучить эффективность нового подхода к вагинопластике у пациентки с аплазией влагалища и сохраненной шейкой матки.
Дизайн: Мы представляем случай 28-летней пациентки с аномальным развитием внутренних половых органов, которая была направлена с жалобами на отсутствие менструации, отсутствием возможности жить половой жизнью. В 2012 г. пациентке была выполнена лапароскопическая кистэктомия по поводу кисты яичника, а позже в том же году - лапаротомная супрацервикальная гистерэктомия с двусторонней сальпингэктомией по поводу выраженного болевого синдрома, вызванного гематометрой в полости рудиментарной матки. В период с 2013 по 2016 г.г. при многократном ультразвуковом исследовании органов малого таза было выявлено жидкостное образование в полости малого таза. К 2020 г. размер поражения увеличился в среднем до 10 см. Компьютерная томография и магнитно-резонансная томография показали муцинозное поражение в нижней части полости малого таза пациентки, напоминающее шейку матки. Патологии мочевыводящих путей обнаружено не было. Для достижения двух основных целей пациентки - возможности жить половой жизнью и удаления внутрибрюшного образования – был выбран лапароскопический доступ. Процедура начиналась с влагалищного этапа, когда выполняли формирование неовлагалища в соответствие с классической методикой Давыдова до начала расширенного остатка шейки матки. Чтобы предотвратить повреждение мочеточников лапароскопически был выполнен двусторонний уретеролиз. Брюшина была широко рассечена как на передней, так и на задней поверхности шейки матки, которая выглядела как большая структура, заполненная типичной цервикальной слизью. Для мобилизации шейки матки было выполнено частичное рассечение крестцово-яичниковых связок с обеих сторон. Был выполнен поперечный разрез кистозно расширенной шейки матки, и края разреза были сведены к входу во влагалище. Цервиковульварный анастомоз фиксировали отдельными швами Викрилом 2-0.
Место проведения: Операция проводилась в стационаре, оснащенном обычными лапароскопическими инструментами, 30-градусным лапароскопом, видеосистемой высокой четкости, ксеноновым источником света, инсуффлятором, ирригатором, а также биполярными и монополярными источниками энергии.
Пациенты: Один пациентка, упомянутая ранее.
Вмешательство: Хирургическая вагинопластика с использованием сохраненной шейки матки. Подробности описаны в разделе "Дизайн".
Основные изучаемые результаты: Восстановление нормальной анатомии и функции влагалища.
Результаты: В послеоперационном периоде у пациентки не было никаких осложнений. Мочевой катетер был удален в первый послеоперационный день. С 1-го дня пациентку учили ежедневно расширять влагалище с помощью вагинального расширителя, чтобы поддерживать нормальную глубину и ширину влагалища. Пациентка была выписана на 3-й день после операции. Через три месяца по время последующего визита влагалище пациентки было нормальным по размеру с поперечными складками, и была хорошая лубрикация из-за естественных выделений слизистой оболочки шейки матки. К моменту последующего визита пациентка была сексуально активна.
Заключение: Согласно поиску литературы, это - первый опубликованный случай успешного создания неовлагалища с помощью цервиковульварного анастомоза. Хотя в предыдущих публикациях журнала широко обсуждались различные хирургические подходы, такие как "лапароскопический маточно- влагалищный анастомоз при синдроме Майера-Кюстера-Рокитанского- Хаузера с функционирующим рогом", "операция Руге с помощью лапароскопии для создания неовлагалища у пациентки с синдромом Майера- Кюстера-Рокитанского-Хаузера" и "оценка амниона при создании неовлагалища у женщин с синдромом Майера-Кюстера-Рокитанского- Хаузера", которые были все вариантами вагинопластики с использованием аллотрансплантата, растяжение влагалища (процедура Веккьетти) или использование нативных тканей (методика Давыдова), наш подход может быть более целесообразным в редких случаях сохранения растянутой шейки матки из-за меньшей травмы по сравнению с удалением шейки матки. Это возможно вследствие наличия лубрикации цервикального эпителия, который уже присутствует, поэтому времени для эпителизации не требуется.
Ключевые слова: Синдром Майера-Рокитанского; цервико-вульварный анастомоз; лапароскопия; вагинопластика
A case of neovagina surgical creation using the uterine cervix remnant in a patient with Mayer-Rokitansky-Küster-Hauser syndrome