СПЯ во время периода менопаузального перехода и в постменопаузе: систематический обзор и метаанализ
Актуальность:
Современные знания о последствиях синдрома поликистозных яичников (СПЯ) в позднем репродуктивном, перименопаузальном и постменопаузальном возрасте ограничены.
Цель исследования и его обоснование:
Был выполнен систематический обзор и метаанализ данных о патофизиологии, клинических проявлениях, диагностике, прогнозе и лечении женщин с СПЯ старше 45 лет в пери- или постменопаузе.
Методы поиска:
В электронных базах данных Entrez-PubMed, EMBASE и Scopus был выполнен поиск исследований, опубликованных до 15 апреля 2023 г. Мы включили кросс-секционные или проспективные исследования, в которых были представлены данные пациенток с СПЯ в пери- или постменопаузе и женщин группы контроля со средним возрастом ≥45 лет. Три автора независимо друг от друга выполнили извлечение данных. В метаанализе количественных данных использовали модели случайных эффектов из-за гетерогенности, обусловленной различиями в дизайне исследования и критериях, используемых для определения СПЯ, и других вмешивающихся факторов. Анализ чувствительности ограничил метаанализ популяционными исследованиями, исследованиями, включающими только пациенток, у которых диагноз СПЯ был поставлен с использованием наиболее распространенных критериев, только женщин в постменопаузе или только женщин, которым не были выполнены операции на яичниках, и исследованиями, в которых женщины исследуемой и контрольной группы имели сходные показатели избыточного веса. Качество доказательств оценивали с использованием системы GRADE.
Результаты:
Первоначальный поиск выявил 1400 статей, и еще шесть были включены из библиографических списков включенных статей; 476 дублирующихся источников были удалены. Мы исключили 868 статей по разным причинам, оставив 37 достоверных исследований для качественного обобщения, из которых 28 исследований, опубликованных в 41 статье, были рассмотрены для количественного обобщения и метаанализа. Еще девять исследований были включены только в качественный анализ. По сравнению с контрольной группой у пациенток в пери- и постменопаузе с СПЯ наблюдалось повышение концентрации общего циркулирующего тестостерона (стандартизированная разница средних [standardized mean difference, SMD] 0,78 (0,35, 1,22)), индекса свободных андрогенов (SMD 1,29 (0,89, 1,68)) и андростендиона (SMD 0,58 (0,23, 0,94)), тогда как концентрация глобулина, связывающего половые гормоны, была снижена (SMD -0,60 (-0,76, -0,44)). У женщин с СПЯ наблюдались повышенные показатели индекса массы тела (ИМТ) (SMD 0,57 (0,32, 0,75)), окружности талии (SMD 0,64 (0,42, 0,86)) и соотношения окружности талии к бедрам (SMD 0,38 (0,14, 0,61)) вместе с повышенными показателями оценки модели гомеостаза-резистентности к инсулину (SMD 0,56 (0,27, 0,84)), концентрации инсулина натощак (SMD 0,61 (0,38, 0,83)), глюкозы натощак (SMD 0,48 (0,29, 0,68)) и отношение шансов (OШ 95% ДИ) наличия диабета (OШ 3,01 (1,91, 4,73)) по сравнению с контрольной группой. У женщин с СПЯ по сравнению с контрольной группой наблюдалось снижение концентрации ЛПВП (SMD -0,32 (-0,46, -0,19)) и повышение уровня триглицеридов (SMD 0,31 (0,16, 0,46)), даже несмотря на то, что концентрации общего холестерина и ЛПНП, а также ОШ дислипидемии были аналогичны таковым в контрольной группе. ОШ для наличия артериальной гипертензии было повышено у женщин с СПЯ по сравнению с контрольной группой (ОШ 1,79 (1,36, 2,36)). Хотя частота инфаркта миокарда (OШ 2,51 (1,08, 5,81)) и инсульта (OШ 1,75 (1,03, 2,99)) были выше у женщин с СПЯ, чем в контрольной группе, показатели риска сердечно-сосудистых заболеваний в целом, ишемической болезни сердца в целом, рака молочной железы и возраста наступления менопаузы были одинаковыми у женщин с СПЯ и контрольной группы. При ограничении метаанализа исследованиями, в которых женщины с СПЯ и контрольной группой имели сходный средний ИМТ, единственным отличием, сохранившим статистическую значимость, было снижение концентрации холестерина ЛПВП. В двух исследованиях, в которых женщины в постменопаузе с СПЯ и контрольной группой имели сходный ИМТ, у женщин исследуемой группы наблюдался пониженный уровень андрогенов сыворотки крови, что позволяет предположить, что гиперандрогения сохраняется после менопаузы, независимо от ожирения.
Более широкие последствия:
У женщин с СПЯ гиперандрогения, по-видимому, сохранялась в позднем репродуктивном, перименопаузальном и постменопаузальном возрасте. Большинство сопутствующих кардиометаболических заболеваний были обусловлены частым сосуществованием избыточного веса и СПЯ, что подчеркивает важность борьбы с ожирением в этой популяции. Однако значительная гетерогенность включенных исследований и общее низкое качество собранных здесь фактических данных не позволяют прийти к определенным выводам по этому вопросу. Следовательно, для надлежащего ведения такой категории женщин определенно необходимы руководящие принципы, полученные на основе адекватно обоснованных проспективных исследований.
Ключевые слова:
Избыток андрогенов; рак; сердечно-сосудистые заболевания; диабет; дислипидемия; гирсутизм; гиперандрогения; гипертония; распространенность; вирилизация
Перевод и адаптация Сапрыкина Людмила Витальевна
к.м.н., доцент кафедры акушерства и гинекологии Лечебного факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва.