Предменструальный синдром – феномен эволюции
«MedPortal», ссылаясь на публикацию в журнале «Evolutionary Applications», привёл неожиданную гипотезу австралийского биолога Майкла Джиллингса (Michael R. Gillings), объясняющую целесообразность существования предменструального синдрома с точки зрения естественного отбора. Оказывается, нервозное и раздражительное состояние, предшествующее менструации, увеличивает шансы женщины на расставание с бесплодным партнёром, и потому предменструальный синдром (ПМС) сохранился в популяции как эволюционное преимущество.
Предменструальным синдромом страдают до 80% женщин, что часто приводит к значительным личным, социальным и экономическим издержкам. ПМС – сложный циклический симптомокомплекс, проявляющийся за несколько дней до начала менструации и характеризующийся психоэмоциональными, вегетососудистыми и эндокринными нарушениями.
Среди симптомов – повышенная тревожность, раздражительность, агрессивность, нервное напряжение, резкие смены настроения, головные боли и так далее.
Джиллингс предполагает, что в эволюции рода человеческого ПМС имел некое скрытое селективное преимущество. Учёный исходил из того факта, что у женщин репродуктивного возраста в племенах охотников-собирателей менструации были очень редким явлением. Женщины постоянно были либо беременны, либо кормили ребёнка грудью. Антропологи установили, что у древних женщин в среднем бывали два менструальных цикла за год, и не более ста – за весь детородный период. Для сравнения, у жительниц развитых стран количество циклов переваливает за 500.
Джиллингс считает, что предшествующее менструации неблагоприятное физическое и психическое состояние женщины повышало её шансы на разрыв с половым партнёром, не способным на оплодотворение. Таким образом она избавлялась от ежемесячных кровотечений и неэффективного расходования своих энергетических ресурсов. В конечном итоге, ПМС способствовал увеличению репродуктивного успеха женщины, рядом с которой оставался только фертильный партнёр.
По мнению учёного, вероятность этой гипотезы подтверждает высокая наследуемость склонности к ПМС. Заметьте, в современном мире агрессия и враждебность во время ПМС, как правило, направлены именно на текущего партнёра. В тоже время демонстрируемая многими женщинами повышенная сексуальная активность, сопровождающая ПМС, предполагает поиск нового партнёра.
Вывод Джиллингса однозначен: «Сохранение предменструального синдрома в ходе естественного отбора свидетельствует о его адаптивных преимуществах в древнем мире, которые потеряли значение в современной культуре. Понимание этой эволюционной нестыковки приводит к тому, что необходимо прекратить рассматривать ПМС как патологическое состояние и начать воспринимать его как естественный феномен. Изменить подход к решению проблемы достаточно просто – например, использовать прекращающие менструацию гормональные контрацептивы.
