Инсулинорезистентность матери во время беременности связана с отложением жира у плода: результаты лонгитюдного исследования
Актуальность:
Существуют значительные различия в накоплении жировой массы у плодов в течение беременности. Эти индивидуальные различия в ожирении распространяются на период новорожденности, младенчества и детства и связаны с последующим риском ожирения и нарушением метаболической регуляции. Гомеостаз глюкозы у матери во время беременности был предложен в качестве основного механизма, однако влияние и сроки регуляции глюкозы у матери во время беременности на прогрессирование отложения жира у плода остаются неясными.
Цель исследования:
Цель данного исследования - изучить кросс-секционную и лонгитюдную связи инсулинорезистентности матери в первом, втором и третьем триместрах беременности с отложением жира у плода при неосложненных беременностях. Мы предположили, что инсулинорезистентность матери в первом, втором и третьем триместрах беременности положительно связана с отложением жира у плода, и что величина взаимосвязи больше для II и III триместров беременности, чем для I триместра беременности.
Дизайн исследования:
В ходе лонгитюдного исследования у 137 женщин с беременностью низкого был выполнен забор крови и проведено ультразвуковое исследование плода на 12, 20 и 30 неделях беременности. Инсулинорезистентность матери определяли количественно с использованием оценки модели гомеостаза резистентности к инсулину (HOMA-IR) [инсулин натощак×глюкоза натощак/405]. Предполагаемую жировую массу плода рассчитывали путем объединения измерений процентной площади поперечного сечения руки и бедра и толщины передней брюшной стенки. Связь между материнским HOMA-IR и предполагаемым ожирением плода и предполагаемой массой плода определяли методом множественной линейной регрессии с поправкой на потенциальные вмешивающиеся факторы, включая возраст матери, паритет, расу и этническую принадлежность, индекс массы тела до беременности, прибавку веса в неделю при беременности, пол плода и срок гестации при оценке.
Результаты:
HOMA-IR матери на 12, 20 и 30 неделях составил 2,79±1,79 (±SD), 2,78±1,54 и 3,76±2,30 соответственно. Была выявлена положительная взаимосвязь HOMA-IR на 20 неделе с предполагаемым ожирением плода на 20 неделе (r=0,261; p=0,005). Также была выявлена положительная взаимосвязь HOMA-IR в 20 недель (r=0,215; p=0,011) и 30 недель (r=0,285; p=0,001) с предполагаемым ожирением плода в 30 недель. Эти взаимосвязи оставались значимыми после корректировки на вмешивающиеся факторы. Не было обнаружено значимой корреляции между HOMA-IR и предполагаемым весом плода на 20-й и 30-й неделях беременности.
Заключение:
При беременности низкого риска инсулинорезистентность матери во втором и третьем триместрах, но не в первом, в значительной степени связана с ожирением плода, но не с массой плода. Инсулинорезистентность матери в середине беременности может послужить основой для выявления риска и мероприятий, направленных на борьбу с ожирением у детей.
Ключевые слова:
HOMA-IR; инсулинорезистентность; состав тела плода; отложение жира у плода; ультразвуковое исследование плода
Maternal insulin resistance in pregnancy is associated with fetal fat deposition: findings from a longitudinal study
Satoru Ikenoue, Feizal Waffarn, Kaeko Sumiyoshi, Masanao Ohashi, Chigusa Ikenoue, Mamoru Tanaka, Daniel L Gillen, Claudia Buss, Sonja Entringer, Pathik D Wadhwa
Am J Obstet Gynecol. 2022 Oct 22;S0002-9378(22)00820-1.
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36283481/