Лишний вес и ожирение у детей, родившихся после использования ВРТ: популяционное когортное исследование (Дания)
Введение: Взаимосвязь между вспомогательными репродуктивными технологиями (ВРТ) и индексом массы тела (ИМТ) детей остается спорной. Заболеваемость и различные факторы, приводящие к бесплодию у родителей, могут влиять на достоверность результатов исследований, в которых сравниваются показатели детей, рожденных после применения ВРТ, и детей, зачатых естественным путем. Мы исследовали связь между различными методами лечения бесплодия и ИМТ у детей в возрасте от 5 до 8 лет с учетом причин бесплодия у родителей.
Методы и результаты: В данное когортное исследование был включен 327 301 ребенок, родившийся в период с 2007 по 2012 год (51% мальчиков, средний возраст на момент наблюдения - 7 лет). Из них 13 675 родились после применения ВРТ, 7 728 родились после индукции овуляции с внутриматочной инсеминацией или без нее [ИО/ВМИ] и 305 898 были зачаты без применения ВРТ. Используя стандарты IOTF (International Obesity Task Force), мы определили критерии избыточного веса (ИМТ ≥ IOTF-25) и ожирения (ИМТ ≥ IOTF-30). Мы сравнили детей, рожденных после применения ВРТ, с детьми, рожденными после индукции овуляции с внутриматочной инсеминацией или без нее. Кроме того, мы сравнили ИМТ детей, рожденных в результате применения интрацитоплазматической инъекции спермы (ИКСИ), и зачатых с помощью традиционных методов экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). А также нам необходимо было выяснить, есть ли разница в показателях у детей, рожденных после переноса свежих эмбрионов или после их заморозки и последующей разморозки.
Мы оценивали общие и скорректированные показатели распространенности избыточного веса и ожирения у детей в возрасте от 5 до 8 лет, показатели отношения шансов распространенности (POR - prevalence odds ratio) и различия в средних z-показателях ИМТ детей. Корректировка проводилась с использованием стабилизированной обратной вероятности весовых коэффициентов лечения (IPTW - inverse probability of treatment weights) с учетом числа родов, года зачатия, причин бесплодия у родителей, возраста, уровня образования, сопутствующих заболеваний, страны происхождения матери, ИМТ и наличия вредных привычек (курение).
Общая распространенность ожирения составила 1,9% у детей, родившихся после ВРТ, 2,0% у детей, родившихся после ИО/ВМИ, и 2,7% у детей, зачатых без применения ВРТ.
Результаты, полученные после корректировки, были следующие: дети, рожденные в результате ВРТ и ИО/ВМИ, имели одинаковую распространенность избыточного веса (11%; POR 1,00, 95% доверительный интервал [ДИ] от 0,91 до 1,11; p = 0,95) или ожирения (1,9%; POR 1,01, 95 % ДИ от 0,79 до 1,29; р = 0,94).
Сравнение ИКСИ с традиционным ЭКО показало схожие результаты (POR 0,95, 95% ДИ от 0,83 до 1,07; р = 0,39 для избыточного веса и POR 1,16, 95% ДИ от 0,84 до 1,61; р = 0,36 для ожирения). Ожирение было более распространено у детей, рожденных после замораживания и размораживания эмбрионов (2,7%), чем после переноса свежих эмбрионов (1,8%) (POR 1,54, 95% ДИ от 1,09 до 2,17; p = 0,01).
Незначительная связь между применением ВРТ и ИМТ у детей была выявлена в подгруппах, выделенных по причинам бесплодия родителей. Ограничения исследования включают потенциальное остаточное искажение, ограниченное живорождение и отсутствие подробной технической информации о процедурах ЭКО.
Выводы: Мы не обнаружили связи ИМТ детей в возрасте от 5 до 8 лет с применением ВРТ или индукции овуляции с внутриматочной инсеминацией или без нее. Не было выявлено разницы в показателях после ИКСИ или традиционного ЭКО. Однако перенос эмбрионов после заморозки и разморозки (в сравнении с переносом свежих эмбрионов) увеличивал риск ожирения у детей в 1,5 раза. Несмотря на повышенный относительный риск абсолютная разница рисков была невысокой.
Источник: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/38113196/
Гугуева Екатерина Андреевна, студентка 4 курса ПМГМУ имени Сеченова (команда ААГ).